Взаимозависимое возникновение

Взаимозависимое возникновение (paticcasamuppāda) — зависимое, обусловленное возникновение, концепция причинности; учение об обусловленности всех физических и психических явлений, которое вместе с учением о безличности формирует необходимое условие для реального понимания и реализации учения Будды. Оно показывает обусловленность и зависимую природу непрерывного потока дхамм (физических и читасик и читты), условно называемых эго, или человеком, или животным, и т. д.

Представляет собой 12-звенную цепь (12 нидан), замкнутую в кольцо:

1) невежество avijjā

2) санкхара sankhāra

3) сознание viññāna

4) нама-рупа nāma-rūpa

5) салаятана salāyatana

6) контакт phassa

7) ведана vedanā

8) танха tanhā

9) упадана upādāna

10) бхава bhava

11) рождение jāti

12) джарамарана jarāmarana

Невежество и санкхара — два звена из прошлой жизни, сознание, салаятана, контакт, ведана, танха, упадана, бхава — звенья этой жизни, которые порождают рождение, старение и смерть в следующей жизни.

Связь между ниданами описывается следующим образом: Из-за невежества образуются санкхары, то есть порождающие перерождение четана или каммические конструкции. Каммические конструкции в прошлой жизни обусловливают сознание в настоящей жизни. Сознание обусловливает нама-рупу — наше так называемое индивидуальное существование. Через нама-рупу обусловлены 6 аятан; то есть 5 физических органов чувств и ум как шестое. Посредством шести источников чувств обусловлен чувственный ментальный контакт. Контакт вызывает ощущения, которые взращивают страстное желание. Жажда вызывает цепляние. Цепление вызывает процесс становления, состоящий из активного и пассивного жизненного процесса, то есть камма-бхавы, производящей перерождение, и, как следствие, процесса упапатти-бхавы, перерождающего процесс. Из-за каммы становления происходит перерождение. Новое рождение приводит к старению и смерти и другим страданиям.