Гордиев узел социального одобрения

Наполняя сайт текстами, я просмотрел много старых текстов в ЖЖ и заметил одну особенность: мне очень нравятся статьи, которые писал 5-7 лет назад. Длинные, обстоятельные, продуманные, идейно насыщенные — всё, как я люблю. Да, стиль, свобода письма хуже, чем сейчас, за это время я набрался опыта, стал чувствовать себя раскованнее со словами, но почему-то нет таких приятных текстов. И я задумался о том почему так.

Чтобы разговор был предметнее и понятнее, приведу пример такого старого текста. «Этика как способ уменьшения страдания» — размышление, опубликованное в далёком 2013 году. Я взял именно этот текст по ряду причин: в нём идёт речь про темы, которые актуальны для меня и сейчас — этика, альтруизм/эгоизм, буддизм; он структурирован и я помню, как продумывал три взаимоотношения, которые рассматриваются в тексте. Теперь текст для меня не очень актуален в том плане, что идеи, которые я сформулировал в 2013 году, сейчас, в 2019, стали обыденными, очевидными. Однако они до сих пор, мне кажется, важны для нашего общества, которое не стало ближе к идеальному — тому, которое можно найти между строк этой статьи. И старое размышление оказалось в какой-то мере рекурсивно по отношению к этому тексту.

Так почему сейчас у меня не получаются такие статьи как «Этика как способ уменьшения страдания»? Ответ нашёлся довольно быстро: я стал более экстравертен, подсел на иглу зависимости от социального одобрения.

Перед тем как перейти к объяснению, нужно разобраться с терминами, дать хотя бы примерные определения.

Три термина

Данные определения не являются универсальными или общепринятыми, но именно так я буду понимать термины в этой статье.

Интроверт — это самодостаточный человек, которому не очень нужно общение, который комфортно ощущает себя в одиночестве. Ему для получения удовлетворения от жизни не нужно постоянно получать социальное одобрение. Самодостаточность заключается в том, что он может занять себя самостоятельно так, что ему это будет приносить удовольствие, радость.

Экстраверт — человек, который стремится к общению не ради самого общения, а потому, что ему хочется получать социальное одобрение своим поступкам. Он зависим от получения социального одобрения, так как именно оно приносит ему удовольствие, которое проще всего получить — примерно как нажать кнопку, которая посылает электрический импульс в центр удовольствия.

Социальное одобрение — любой акт, который человек делает, чтобы показать, что ему нравится поступок другого человека, что он одобряет и поощряет. Благодарность, лайк, апвот, шер, репост, ретвит, комментарий — что угодно, лишь бы было понятно, что твой поступок одобряется, поддерживается. Даже комментарии в виде троллинга или жёсткого спора могут быть социальным одобрением, так как показывают, что действие кого-то заинтересовало, зацепило. Деньги, получаемые за какую-то активность, в этом плане тоже являются неким эквивалентом социального одобрения, показывают, что человек всё делает правильно, он интересен другим.

Отмечу, что чистых интровертов или экстравертов, конечно же, нет, всегда есть некая пропорция, но можно прикинуть чего в человеке больше.

Так какая связь качества текстов и социального одобрения?

Одобрение vs текст

В школьные и студенческие годы я был близок к чистому интроверту: социальное одобрение меня интересовало довольно слабо, как и общение. В университетские годы я часто сразу после занятий отправлялся домой, иногда пешком — это два часа, когда я оставлял все дела позади, шёл по знакомой дороге не требующей много внимания, и размышлял о чём-то своём: придумывал фантастические миры, такие как про Рольфа Меркадера, или продумывал тексты вроде «Этики» или вот этого самого текста, который именно так и продумывался.

При этом не было потребности написать текст побыстрее, чтобы быстрее получить социальное одобрение в виде лайков или комментариев. Идеи продумывались неторопливо и со вкусом, а сформулированные и отполированные много раз конструкции выливались в текст только тогда, когда появлялась внутренняя потребность в этом. То есть это делалось не для других, а для себя, из внутренней необходимости. Нет, конечно было приятно получить лайк или комментарий, но не это было определяющим стимулом, основной причиной деятельности. Именно внутренняя потребность требовала зафиксировать текст, чтобы он уже не менялся, сохранился в том виде, в каком появился, когда я увлекался идеей. Если вовремя не записывал, то интерес пропадал и идеи оставались в неоформленном виде, о чём я позднее сожалел, но хороший текст уже было не написать.

Позднее я стал в большей степени экстравертом, чаши весов несколько сдвинулись. Этот процесс никак не связан с текстами и творчеством (и появлением соцсетей), так что сам по себе он нам тут не важен, но интересно последствие. Нужно отметить, что, конечно, изменение социального статуса тоже сказалось — стало сложнее отодвинуть висящие в голове проблемы, чтобы сконцентрироваться на отвлечённых мыслях, так что далеко не в каждой прогулке удаётся подумать о чём-то не связанном с непосредственно окружающим миром. Но давайте промоделируем, что будет с текстами, если автору лонгридов, то есть нормальных текстов, вдруг стало необходимо социальное одобрение. Или если просто какой-то человек решил зарабатывать это одобрение лонгридами.

Продумываешь, пишешь длинный текст, выкладываешь его и ждёшь социального одобрения, но получаешь его весьма немного: мало кто ставит лайк не дочитав, а для большинства окажется сложно осилить всё  — многабукаффф. Но хочется же получить одобрение. Что делать? Гуглишь вопрос. Нужно раскручивать блог, делать так, чтобы люди постоянно приходили, тогда появятся постоянные читатели, а для этого необходимо постоянно публиковаться, регулярно.

Именно так я и делал сначала в ЖЖ, а потом на блог-платформе Голос, где у меня несколько тематических блогов. Чтобы регулярно что-то публиковать, нужно иметь что публиковать, а хорошие тексты появляются редко и, главное, нерегулярно. Что же постить? Можно брать отдельные идеи, не до конца разработанные и их публиковать, делать коротенький пост.

Тут выясняется, что за короткий пост можно получить даже больше социального одобрения, чем за длинный, так как большее количество читателей дойдёт до конца и поставит лайк. То есть если один хороший текст разбить на несколько средних, то одобрения получится больше. Профит!

Затем выясняется, что пост с картинкой открывается читателями новостной ленты с большей вероятностью, чем без картинки. Нужно вставлять в пост с любым текстом хоть какую-нибудь картинку — это приносит социальное одобрение. Профит!

В конце концов ты приходишь к тому, что текст вообще не нужен, что достаточно картинки. Просто хорошая картинка собирает больше лайков, чем любой более или менее длинный текст. И всё — эпоха текстов заканчивается, социальное одобрение побеждает. Все маршем идут в Инстаграм!

Получается, что экстравертность, точнее потребность в получении социального одобрения, мешает написанию длинных хороших текстов. Почему человеку нужно это одобрение и что с этим делать?

Социальный примат

В человеческую природу заложена потребность в социальном одобрении, в поддержке обществом. Мы слишком социальны, чтобы можно было бы закрыть глаза на это. Возможно такая потребность выработалась эволюционно, как «защита от дурака», чтобы отдельные люди не творили ерунды, которая не одобряется всей группой. С другой стороны, социальное одобрение является индикатором положения в иерархической системе: кто в племени получает больше одобрения, чем вождь (попробуй не вырази)? Или вспоминается выступление различных политических лидеров перед возбуждённой толпой. Эти примеры показывают важность социального одобрения в человеческих обществах с изначальных времён.

Думаю, что очень многие из нас периодически, или иногда, просматривают сколько же лайков (и от кого) собрали посты — про это даже анекдоты есть. Это как нажимание на кнопку, которая посылает импульс в центр удовольствия нашего мозга. Для чего ещё люди заводят Инстаграм и постят туда фоточки, если не для того, чтобы получать удовольствие от горки (или горищи) лайков и восторженных комментариев. Разве что для того, чтобы раскрутиться, получить большую аудиторию и начать зарабатывать — получать деньги, которые являются своеобразной формой социального одобрения: если тебе много платят, значит это кому-то нужно, значит общество, в лице конкретных людей, одобряет твои поступки.

Современный мир европейской цивилизации нашёл очень много простых способов удовлетворять человека: социальные сети во многом направлены именно на это. Попробовали бы вы до появления Инстаграма получить пару сотен актов социального одобрения имея одну средненькую фотографию. Или даже крутую фотографию, даже целую серию отличных фотографий. Новый технологический мир дал инструмент, который легко превращает человека в наркомана. Причём такая зависимость почти никак не порицается обществом, значительно меньше, чем курение или употребление алкоголя.

При этом следует отметить, что хорошая фотография, минутный ролик и длинный текст могут требовать примерно одинакового времени на создание, но очень разного времени для получения социального одобрения: посмотреть фотографию и лайкнуть — секунд десять или даже меньше, минутный ролик — минуту, а хороший текст — как минимум на порядок больше, ведь его требуется не только прочесть, но и хотя бы чуть-чуть обдумать перед тем, как ставить лайк. С комментариями к этим жанрам примерно то же самое. Поэтому с точки зрения времязатрат, траты сил значительно выгоднее постить фотографии, чем тексты: даже если ты тратишь на фотографию уйму времени (а не минуту), то отклик будет больше. Именно потому так популярен Инстаграм с его бесконечными фотографиями и лайками.

Кроме того, можно ещё обратить внимание на то, почему люди так много проводят времени в соцсетях смотря чужие посты. Казалось бы это не должно приносить большого удовольствия, иногда даже наоборот, как показывают исследования (у всех фоточки из отпуска, а ты вкалываешь на работе), но люди продолжают плакать, колоться, но грызть кактус. Мне кажется, это просто современный тип груминга: если ты не будешь лайкать и комментировать других, то и к тебе никто не придёт, не выскажет одобрения твоим себяшечкам. Взаимозависимость: ты сам не можешь нажать на педальку, которая возбуждает центр удовольствия, но если ты будешь постоянно нажимать на неё для других, то эти другие в ответ будут нажимать тебе и всем станет хорошо. Ну и ещё потребность в новостях, бесконечном потоке чего-то нового, пусть и бессмысленного.

Получается, что все те, кого можно отнести к экстравертам, не могут написать хороший длинный текст? Нет, конечно, нельзя, с одной стороны, всех мерить одной меркой, с другой стороны, ситуации бывают очень разные. Да и, как уже говорилось, не бывает чистых экстравертов. Я строю умозаключение на основе своего опыта, но, мне кажется, его можно экстраполировать на довольно большой спектр социальных взаимоотношений, ситуаций.

Исходя из этого именно потребность в социальном одобрении и лёгкость его получения приводят к тому, что всё меньше создаётся длинных текстов, всё меньше привычки уделять много времени одному посту. Весь интернет захватывают селфи и котики.

Что можно и нужно сделать, чтобы разрубить гордиев узел социального одобрения и писать в тех формах, которые приятны тебе самому?

Осознанность

Перед тем как отвечать на поставленный вопрос нужно опять обратиться к определениям и выяснить, что же я имею в виду под осознанностью. Начнём с апофатической части определения.

Осознанность — это не только и не столько то, чему учат на курсах быстрорастворимого просветления, личностного роста, саморазвития и прочем. Это не та осознанность, которая призывает быть «здесь и сейчас», не та, которая говорит «когда вы едите, вы просто едите», «когда вы идёте, вы только идёте», «когда вы делаете селфи и постите в Инстаграм, вы делаете себяшечку и постите её». Это лишь самая первая часть осознанности, самая простая и грубая, на которой не нужно зацикливаться и останавливаться.

Под осознанность я понимаю то, что имеет в виду буддизм школы тхеравады, но, конечно, в личной интерпретации — знающие люди могут со мной и не согласиться.

Осознанность — это, когда ты осознаёшь, что ты делаешь на самом деле. Осознанность всегда связана с правильным пониманием, то есть это то, что говорит «когда я ем, я просто насыщаю своё тело, чтобы жить и иметь возможность совершать хорошие поступки, этично себя вести» или «когда я делаю селфи и пощу его в Инстаграм, я впустую трачу время на самоудовлетворение через получение социального одобрения». Вот это осознанность.

Чем же такая осознанность может помочь? Она не позволит освободиться от потребности в социальном одобрении, так как эта потребность заложена в нас слишком глубоко, но даст возможность отделить деятельность направленную на продумывание интересных идей, написание хорошего текста, от процессов направленных на получение социального одобрения. Можно понять, и принять, что лонгриды не будут пользоваться большой популярностью (и до этого места этой длинной статьи дойдут далеко не все), что они не соберут много лайков и комментариев, зато будут приятны самому себе, сам процесс создания будет приятен и потому самодостаточен. И что можно сделать отдельные активности, не отягощённые ничем лишним, нацеленные просто на получение одобрения. Осознать и не пытаться смешивать разные удовольствия в одно, что часто приводит к неполучению ни социального одобрения, ни удовольствия от процесса творчества. Наверное, примерно так делали некоторые писатели: часть произведений создавались, чтобы прокормиться, а часть ради собственного удовольствия. Так делали и художники: вот интересный пост про Джозеф Райт из Дерби, который писал на заказ в одном стиле, а для себя писал совершенно в другом — красиво, но совершенно не популярно.

Осознанность позволяет понять, как правильнее себя вести, чтобы достигнуть желаемого результата, а не вестись на каждую эмоциональную приманку: зачастую лучше пройти мимо близкой выгоды в угоду далёким перспективам — именно этому посвящена статья «Этика», с которой и начался этот текст.

Как же я разделил свою публикационную активность, чтобы получать удовольствие (прямое и косвенное через социальное одобрение) от деятельности? Кто не интересуется данным вопросом, может смело пропускать следующий раздел и переходить сразу к заключению — ничего ценного с точки зрения идеи этой статьи там нет.

Личное решение

Не буду утверждать, что тут представлена окончательная система, но временной срез моего решения по публикациям.

Основное место, центр всех текстов — это сайт «Оттиск на тисе«, где я собираю тексты, которые были написаны для ЖЖ, Голоса и прочих мест. И, конечно, все новые тексты, кроме всяких мелочей, бытовых мыслей, которые я продолжаю публиковать на Голосе ради получения фантиков (вдруг они обретут реальную ценность). Именно тут хранятся все первоисточники лонгридов, которые могут встречаться и на других ресурсах.

Канал в Телеграме использую для публикации новостей сайта, интересных цитат, собственных мыслей, создания опросов и всякого прочего. При этом канале есть чат, где можно не только обсудить публикуемое на канале, но и общением заработать криптовалюту VIZ. Буду строго модерировать и банить направо и налево.

Инстаграм я пробовал использовать для раскрутки сайта, но понял, что у меня это совсем не получается и оставил его для социального одобрения фотографий, преимущественно с тэгом #дорогадомработа, где показываю красоту, которая встречается на ежедневной дороге на работу и обратно. Правда тема получилась не очень популярная, мне не удалось расшевелить людей на подобные фотографии. Себяшечки не люблю делать, что уж есть, то и публикую.

ЖЖ забрасывал на долгое время, но сейчас вернулся, в том числе в связи с участием в проекте «Просветитель» от администрации ресурса, который даёт возможность бесплатно раскручивать посты. При этом, как следует и из нового названия моего журнала, он также является рекламным по отношению к сайту, хотя там и будут публиковаться самостоятельные тексты, в основном посвящённые моему проекту «Анализ: логика и базовые знания«.

Блог-платформа Голос, которая в данный момент раздвоилась (https://golos.id и https://golos.io) и дальнейшая судьба точно неизвестна, будет служить для публикации небольших текстов, фотографий и прочей мелочёвки, включая рекламу сайта, Инстаграма и ЖЖ. Вдруг там получится копеечку заработать. Планирую продолжать публикации тут.

Прочие соцсети (ВК,ФБ) использую почти только для рекламы сайта и сбора социального одобрения фотографиям из Инстаграма.

Заключение

В конце хочется разобрать один вопрос: почему именно сейчас так сильно сказывается влияние социального одобрения? Нельзя сказать, что люди сильно изменились за последние двадцать тысяч лет — это слишком малый срок для биологической эволюции, но изменилась культура и окружающий мир человека.

В группах охотников-собирателей можно было получить одобрение десяти-двадцати человек своей группы, но не более. И это было непросто. Со временем увеличивались социумы и менялись способы коммуникации, появилась письменность, возможность распространять свои мысли, слова.

Здесь мне вспоминается книга и мюзикл «Собор Парижской Богоматери», хотя в мюзикле интересующий нас вопрос о переходе от архитектуры к литературе затронут значительно меньше. Раньше, с временной позиции Виктора Гюго, чтобы прославиться, передать свою идею, сделать что-то красивое, нужно было построить здание, храм. Именно архитектура была носителем искусства и культуры. То есть социальное одобрение масс можно было получить лишь построив Собор Парижской Богоматери, что несколько сложнее, чем выложить себяшечку в Инсте. Писать тексты с этой точки зрения было невыгодно.

Все тексты писались от руки, переписывать их было долго, дорого да и ошибок много возникало, книги были дорогие, мало кто мог их себе позволить, вообще грамотных было мало, так что текстами сложно было получить социальное одобрение. Кстати, миллионов туристов, спешащих к Мона Лизе или Ночному дозору, тоже не было, так что шедевры создавались, но видел их узкий круг лиц. А вот архитектуру могли увидеть и восхититься многие, особенно если речь о церквях, где регулярно собирались толпы.

Гуттенберг всё изменил: книги заполонили мир, они подешевели, уметь читать стало выгоднее и научиться проще — литература изменила мир. Распространять тексты стало значительно легче, хотя получать отзывы всё ещё сложно: написать письмо автору книги — это вам не комментарий под постом оставить. Ведь автор может жить в другой стране или вообще умер к тому времени, как до вас добралось его произведение.

Интересно, что романы того времени, которые дошли до нас — весьма толстые и обстоятельные, не из двух-трёх твитов. С тех пор толщина книги постоянно уменьшается до практически брошюрок. В целом история с толщиной книг мне напоминает эволюцию мемов, которые, если верить моделированию, имеют постоянную тенденцию к уменьшению и упрощению.

Второе, что приходит в голову, после «Собора» — это мой любимый пример с попсовой литературой. Сейчас многие ругают многочисленные женские детективы, которые во множестве расплодились под мягкой обложкой. Соглашусь, что качество литературы в них так себе, но они особенно и не претендуют — чисто заработок. При этом такая лёгкая, ни к чему не обязывающая литература не является выдумкой нашего поколения, она была и раньше. Я люблю книги про Джона Картера и Барсум — серия романов Берроуза, известного своим Тарзаном, который, как я понимаю, написан в том же стиле лёгкого чтива. Уровень литературы Берроуза существенно выше, чем современной детективной попсы, хотя в своё время он занимал ту же нишу.

Всем этим я хочу сказать, что люди не менялись, им всегда хотелось социального одобрения, но средства для получение были таковы, что даже Венера Милосская или Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой не могли собрать такое количество лайков, как сейчас собирают популярные инстаграмеры за обычные себяшечки. Менялась окружающая среда и это привело к изменению поведения людей. Тексты, которые можно назвать маленькими мемами, раньше не имели возможности существовать независимо, доминировали длинные и сложные мемы, которые сейчас утратили свой статус. Представьте себе, как мог поддерживаться и выживать текст размером в полстраницы или с твит в эпоху до книгопечатания — такой клочок бумаги или пергамента просто потеряется, это вам не многословная рукопись Герострата.

Как итог всего сказанного отмечу, что буддизм с его практикой осознанности является учением идущим против течения, потому я буду стараться не поддаваться тенденциям и не скатываться в постинг картинок, а продолжать писать длинные статьи в своё удовольствие. Если нравится и вам — просто отлично!

Добавить комментарий

Войти с помощью: