Необоснованная блёклость Союза

В рамках проекта “Анализ: логика и базовые знания”.

Наткнулся тут Вконтакте на пост про серость и бесцветность жизни в СССР. Даже не совсем пост, а завлекалочка в ЖЖ. Не обратил бы особого внимания, если бы не две фотографии, которые иллюстрировали тезис. На них предлагается сравнить цветовую гамму в Москве 70-х и в Лондоне — и это меня зацепило. Давайте взглянем на фотографии и разберёмся почему. А потом чуть-чуть посмотрим собственно текст.

Почему это некорректное сравнение:

1. Мы говорим о цветовой насыщенности, а нам предлагается черно-белая и цветная фотография. Уже этого достаточно, чтобы заключить, что нами пытаются манипулировать.

2. Сравниваться должны схожие местоположения, нам же показывается Тушино образца 1972 года, которое и сейчас совсем не центр, а в то время это была самая окраина и сплошные новостройки, и площадь Пикадилли — самый центр старого города Лондона.

3. Сравнивать нужно фотографии сделанные в одном стиле, здесь же мы видим фотографию, которая специально была сделана, чтобы показать состояние в новостройках Москвы и фотография из серии Colourful London in the 1970s.

Вот три основных пункта, которые обосновывают тезис, что читателем пытаются манипулировать и согласиться с мнением автора. Замечу, что все эти рассуждения не подтверждают и не опровергают сам тезис, они просто показывают на манипуляцию, не обязательно осознанную, и то, что эти фотографии не могут являться доказательством тезиса.

Давайте же глянем на тот кусочек текста, что есть в посте.

Есть понятие «сенсорного голодания»— острая нехватка ярких впечатлений. Сенсорное голодание(СГ) приводит к постепенному отключению мозга и впадению его в дремоту.

Если честно, то не знаю такого понятия, но знаю сенсорную депривацию:

Сенсорная депривáция — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему. Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке, космическом корабле и т.п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости.

Любимый пример этой депривации в одном из рассказов Лема про капитана Пиркса. Сейчас депривационные камеры довольно популярное развлечение, но я пока так и не попробовал, хотя очень интересно.

Решил поискать в интернете, может быть там есть что-то про сенсорное голодание. Кое-что нашёл:

Сенсорный голод — это отсутствие визуальных, аудиальных и сенсорных стимулов… Максимальное ощущение сенсорного голода переживает узник в одиночной камере без окон… Частично мы можем испытывать такой голод в зимнее время, когда нам не хватает красок и запахов в окружающем пространстве.

Это нам рассказывает семейный психолог, психотерапевт, коуч. Ну что ж, она явно называет голодом депривацию, хотя непонятно почему такой голод возникает из-за отсутствия красок — глаз о-го-го сколько работает, воспринимает даже без разных цветов. Воспринимая белый свет мы задействуем глаз по полной. Но мы сейчас разбираем другой текст.

Вот ещё пара цитат про сенсорный голод, чтобы определиться-таки с тем, что под ним понимают:

Это состояние называют сенсорным голодом. Чаще всего под этим термином подразумевают нехватку раздражителей и, как следствие, депрессию, упадок жизненных сил, потерю цели в жизни.

Нехватки раздражителей в биологическом смысле не бывает при обычной жизни. Цель жизни с этим никак не связана.

Сенсорный голод – термин, обозначающий негативное состояние человека, когда он находится в частичной (в полной живому человеку быть невозможно)сенсорной депривации, когда человек находится в тишине, в полной темноте и лишен по максимуму тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений.

В целом складывается впечатление, что сенсорный голод — это упрощённый синоним депривации, которую сложнее понять и запомнить. Так что вернёмся к разбираемому тексту.
Сенсорный голод (депривация) никак не связан с яркими впечатлениями в бытовом смысле, он вызывается нехваткой сигналов вообще. Когда мы не слышим, не видим, не чувствуем, тогда возникает депривация, но это не означает, что мозг отключается и погружается в дремоту. Очень многие плохо переносят депривацию, у них возникают «глюки», как визуальные, так и слуховые — да какие угодно. Мозг не терпит пустоты, он не понимает почему не приходит сигнал от органов чувств и начинает его, этот сигнал, искать хоть где-нибудь, и находит: какие-то нервные импульсы есть всегда и мозг их усиливает и начинает интерпретировать как сигналы извне. Об ощущениях в депривационной камере можно найти в интернете. Или попробуйте сами и расскажите — мне интересен этот вопрос.

Промежуточный вывод: автор пытается приспособить биологический термин для своих нужд и показать, что в СССР человеку было плохо даже на биологическом уровне — попытка засчитана, но провалена. Но идём дальше:

На себе каждый испытывал сенсорное голодание в слабой форме — во время длительных поездок на поезде. Однообразие пейзажей и лиц попутчиков…и в итоге мозг переходит в режим полудрёмы. На вторые сутки пути постоянно хочется спать. Это оно и есть – СГ.

Поспешное обобщение — откуда данные, что каждый? Я вот ездил в поезде несколько суток и ничего, только лучше становилось. И вообще откуда там депривация: стук колёс постоянно, сенсорные ощущения от плохих рельс постоянно, даже ночью не абсолютно темно — сигналов даже больше, чем необходимо, тут скорее перегрузка будет, чем голодание.
Другое дело, что под шум колёс отлично спится, особенно, если больше нет никаких дел — чем ещё заниматься, так что да, поспать в поезде я люблю, но это никак не связано с сенсорным голодом.

Ибо дети (даже в большей степени,чем женщины) хотят в своей жизни получать как можно больше ярких образов…

Какая связь хотелок и сенсорной депривации? Не ясно, мы уже сказали, что депривацию можно ликвидировать любыми сигналами от органов чувств.

Дальше речь идёт о детских журналах и эту фактологию не будем разбирать и спорить, так как мы сейчас не говорим о том, где были ярче издания и интереснее жизнь. Речь только о манипуляциях и некорректном использовании тезисов.

Вывод: фотографии подобраны некорректно, автор пытается использовать научную терминологию для обоснования своего тезиса, но делает это неправильно. Ни фотографии, ни сенсорная депривация не дают ничего для аргументации в пользу тезиса, только создают видимость наглядности и наукообразности.

Добавить комментарий

Войти с помощью: