Над засухой во лжи

— Когда мне идти в театр?
— Иди в театр всякий раз, когда не можешь
не идти. Когда есть внутренняя необходимость…

Сложно писать о спектакле, на котором был много раз, трудно найти новые слова, хотя каждый раз он немного разный. Если спектакль привлекает в 5-й, 7-й, 10-й раз, то значит он заслуживает большего, чем просто восторженно-благодарный отзыв.

О спектакле театра Дождей «Продавец дождя» я писал уже минимум пять раз, а был на нём раза в два больше. Чем же он так привлекателен?

Начну с того, что интересно постоянному зрителю: смена актёрского состава. Я привык к одним образам, а однажды попал на прогон нового состава и понял, что это новый для меня спектакль, ощутил как влияет личность и внутренний образ актёра на спектакль, где не поменялось ни одной фразы, ни одного действия — не будем учитывать перепутанные слова. В этот раз опять попал на этот новый состав, к которому у меня нет импринтинга. Как всегда есть свои плюсы и свои минусы, акценты расставляются по-своему.

«Продавец дождя» такой спектакль, что хочется разбирать его на цитаты, но без контекста они теряют свои оттенки и смыслы.

«Пятый прибор был не для меня. Меня никто не ждал.»

«Человек, который ищет успокоение во лжи, нуждается в починке.»

«Видишь – вон моя тележка, на ней стоит барабан. Иди туда и каждый раз, когда почувствуешь, что не бить в него не можешь – бей. Понял? Каждый раз, когда почувствуешь внутреннюю необходимость.»

«Дождь будет, Лиззи! Дождь будет! Я клянусь всем, что мне дорого!»

«Я столько раз давал обещание не вмешиваться в чужие дела, но, видимо, я неисправим. Или для меня нет чужих дел.»

«Мир принадлежит тем, кто его видит.»

Последняя цитата является одной из любимых в театре Дождей, иногда мне кажется, что это их лозунг — может быть так и есть? Вероятно, во всяком случае, статус у группы театра ВКонтакте именно такой. Не зря же спектакль называют визитной карточкой театра.

Люблю цитаты, особенно если они передают какую-то близкую мне идею, а таких в «Продавце дождя» много… Или одна, основная, пронизывающая весь спектакль. Хотя нет, наверное, я бы выделил две: одну про человека, «который ищет успокоение во лжи, нуждается в починке» (Файл), а вторая про заглавного героя Билл Старбака, продающего дождь, которую можно примерно описать одной цитатой: «Я столько раз давал обещание не вмешиваться в чужие дела, но, видимо, я неисправим. Или для меня нет чужих дел.» Одна идея про сломанного человека, а вторая про того, кто чинит. Один несчастен, а второй… делает людей счастливыми, других людей, но не себя, наверное.

Вот, что я писал однажды про Продавца:

Он врывается в жизнь обычных, простых людей, чья жизнь наполнена бытом и мелким враньём самим себе, уходом от себя. Он приходит в мир, где «люди легче верят глупостям, чем сердцу, истекающему кровью.» Туда, где «человек, который ищет успокоение во лжи, нуждается в починке.» «Мир принадлежит тем, кто его видит» — и он показывает им мир. Он просто не может этого не делать: «Я столько раз давал обещание не вмешиваться в чужие дела, но, видимо, я неисправим. Или для меня нет чужих дел.» То, что вне социальных правил, приносит счастье и покой в сердца. «Потому что хоть раз в жизни вы должны поставить на сумасшедшего.»И уходит дальше искать тех, кто ещё не нашёл своё счастье, тех, у кого в душе засуха.

Пишу серьёзные и в целом невесёлые слова про спектакль, но на самом деле спектакль лёгкий, весёлый, в нём больше юмора и смеха, чем грусти. Даже грусть в нём какая-то светлая и приятная. В спектакле жара, зной, посевы сохнут, но для меня это всё равно весна. На сцене жаркое, душное лето, но Продавец дождя — всегда весна для души. После него выходишь как умытый очистительным дождём, который смыл всю пыль обыденности, но на самом деле есть о чём задуматься после него… Не нуждаюсь ли я сам в починке, не прячусь ли я сам за ложью? Вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но он стоит где-то на втором плане, умытом ливнем после длительной засухи. У театра есть важное преимущество перед кино. Кино мертво, статично, неизменно. Смотря фильм не в первый раз, ты точно знаешь, что увидишь в каждый следующий миг. Если фильм хороший, ты можешь ждать эти мгновения, чтобы повторно пережить их, но они всегда те же самые, даже если ты в них каждый раз находишь что-то новое. А театр не таков…

Стоит сменить кресло, сесть в другой части зала, в дальнем ряду сбоку, а не на первой ступеньке центральной лестницы, и ты увидишь спектакль с иной стороны, как в прямом, так и переносном смысле. «Продавца дождя» я уже видел много раз, но только пару раз видел бумажку, на которой они отмечают дни засухи. Мелочь? Но на мелочах всё и держится. Тут актёр перепутал слова… но почему никто этому не смеётся? А-а-а-а, так они же, зрители, не знают правильных слов. А вот тут смеются — запинка получилась смешная.

Актёры играют одно и то же, но невозможно в точности повторять каждый раз все детали, спектакль живой, он меняется. И приходя снова и снова ты приобщаешься к этой жизни. Начинаешь замечать детали, которые отличают этот раз от предыдущего. Сопереживаешь актёрам, когда они сбиваются в мелочах. Но есть и кое-что постоянное. Полнота ощущений, переполнение чувств. Мир принадлежит тем, кто его видит!

Для меня «Продавец дождя» — это отдых от повседневности. Я иду на него, иногда решаю идти в последний момент и покупаю входные билеты, так как мест уже давно нет, когда хочется отвлечься от проблем и суеты. Согреться в лучах давнего и далёкого солнца через актёрское мастерство. Как-то раз я приехал на него на самокате и в костюме — вот было такое настроение, под стать Старбаку и его высказыванию «бей каждый раз, когда почувствуешь внутреннюю необходимость».

Мне близок Билл Старбак, Продавец дождя. Не скажу, что это идеал, к которому хочется стремиться, но некоторые его черты, особенности очень привлекательны, хочется их в себе развить — вспоминаю об этом каждый раз, когда выхожу из театра. Мне кажется продавцы дождя необходимы в нашем мире. В театре Дождей есть ещё один важный для меня персонаж: Клеон из спектакля «…Забыть Герострата!». Вот что я писал про них двоих:

В очередной раз посмотрел с небольшим промежутком времени Продавца дождя и Забыть Герострата. В этих вещах есть персонажи, которые мне очень близки. И я пытался понять, кто из них мне ближе: Старбак или Клеон. Они похожи между собой, хотя и очень разные. Честность, правильность, забота о людях перед заботой о себе. На кого мне больше хочется быть похожим?
Всё же на Старбака. В нём больше силы, жёсткости, которая позволяет ему идти до конца и добиваться своего. Ну как своего — чужого, но для него нет чужих дел, вот в чём суть. Или проблема. Или счастье. У него нет, как у Клеона, раздумий о самоубийстве, о том, чтобы отступить. Старбак скорее даст себя застрелить, чем откажется от начатого дела, от дела принесения счастья в чужой дом.

Клеон добр, честен, рассудителен, наверное, справедлив. Но, как большинство добра, без зубов, без той силы, которая приводит к желаемому результаты с минимальными потерями, как мы это видим у Старбака. А Герострат зубаст, весьма! Клеону удаётся победить лишь потеряв всё, что у него было. Старбак не теряет почти ничего, но приобретает любовь тех, кому помог.

Можно сказать, что Старбак не такое чистое добро и справедливость, как Клеон. Хорошо, но результаты у него получаются лучше, вот в чем дело. И вполне пристойными методами. Жаль в Петербурге дождь проще купить, чем продать, а то я бы…

Так и строится в моей голове система ассоциаций: Старбак, Клеон, Герострат, а дальше подтягивается и многое другое, культурный бэкграунд, что ли. Например, в какой-то момент несколько строк из хорошей песни стали у меня ассоциироваться с Продавцом — со спектаклем и, в основном, с заглавным героем:

Я набрался неслыханной наглости,

Я позволил себе влюбиться…

Нашел себе повод быть самым счастливым,

Если для этого вообще нужен повод.

F.P.G. «Лучшее, что могло со мною случиться»

Так мог бы сказать Бил Старбак.

Или вот, по старой записи:

«Я столько раз давал обещание не вмешиваться в чужие дела, но, видимо, я неисправим. Или для меня нет чужих дел.» Какие верные слова… Как сложно не вмешаться, когда видишь, что у человека на душе засуха. Как хочется пролить дождь на сердце, такой дождь, под которым хочется танцевать и веселиться. Как бы научиться вызывать этот дождь для всех…

А я всё видел, я небу смотрел в глаза.
Все очень просто — просто гроза…
Алиса «Дождь»

Уверен, что пойду на этот спектакль ещё раз, но что ещё смогу вам рассказать — не знаю, нужно смотреть самим. Вы придёте?

Хотите увидеть мир? Хотите избавиться от засухи хотя бы на два часа? Тогда Продавец дождя ждёт вас. Скажите ему всего два слова: ты нужен!

Добавить комментарий

Войти с помощью: