Сёстры печали по-чеховски

Избегательное отношение к Чехову у меня выработалось ещё в школьные годы. Дело не в качестве литературы, а в методе её преподавания — вся обязательная школьная программа вызывала у меня отторжение просто потому, что её было необходимо, обязательно читать. Со многим я познакомился лишь позднее, самостоятельно. Достоевского читал запоем, например. А вот Чехова до сих пор не освоил.

Однако театр Дождей и это смог испортить исправить — благодаря замечательным постановкам «Чайки«, «Дяди Вани» и » Трёх сестёр«. «Три сестры» оказались третьим чеховским спектаклем, который я увидел в интерпретации театра Дождей.

До этого я один раз видел «Три сестры» в Александринке — за компанию пригласили на сотый спектакль (был мал и по глупости отказался выпить с актёрами после спектакля >— самое яркое впечатление), но это было давно и я немного понял в спектакле, тем более, что там действие происходило на большой сцене —> где-то далеко от тебя, в другой, сценической, жизни. В театре Дождей спектакль идёт на их собственной сцене, которая ничем не отделена от небольшого зрительного зала. Чувствуешь себя участником провинциальной жизни начала двадцатого века, а не зрителем из двадцать первого.

Мне каждый раз приятно увидеть любимых актеров, а когда в мало знакомых ролях — тем более. Во время второго просмотра спектакля разрывался между слежением за сюжетом и уже привычным наблюдением за отдельными актёрами: насколько он/она тут иной/иная, чем в других спектаклях, где я видел, как хорошо подходит к этой роли по моему, не всегда скромному, мнению. Короче, много всего за границей самого спектакля, что приносит отдельное удовольствие, но вернёмся к нашим баранам, то есть козам… тьфу ты, к Чехову.
Не буду традиционно говорить о том, что мещанство замещает прежний более возвышенный образ жизни, хотя тут можно было бы провести параллель с рассказом «Захваченный дом» Хулио Кортасара. Отмечу лишь, что сегодня понял почему по Чехову можно писать сочинения, сам написал бы на тему «Москва как несбыточная мечта» —> в этом направлении есть куда развернуться, показать, что Москва схожа с фантазиями героев о светлом далёком будущем (схожим с будущим ранних Стругацких). Но также понял, почему очень сложно донести до школьников понимание того, чем ценен Чехов и какие сочинения по нему можно писать; почему его архетипические образы можно встретить в повседневной жизни. Такие как Наташа…

Ох, как она меня бесит! И ведь знаю в реальной жизни таких людей и они так же бесят. В этом, конечно, заслуга моей любимой Тилиной, актрисы, которая играет Наташу — веришь ей и узнаёшь. Однако это и раздражает: в остальных ролях, и, уверен, в жизни, она такая милая, добрая — что медсестра мисс Вилли, что Лиззи — а тут… Ум верит и там и тут, но отказывается понимать, что это один человек.

Кроме того, после спектакля «Три сестры», как и некоторых других в театре Дождей, выходишь с чувством, что посмотрел на то, как не надо жить, увидел изнутри, как живут очень многие, и что это совершенно неправильно. Не то, чтобы герои плохие, отрицательные, совсем нет, большинству полностью симпатизируешь, но при этом очень отчётливо показано, что у них всё криво, не складывается, идёт не так и не туда. (хочется закричать: что же вы такие идиоты!) А всё потому… ответа не даётся, показывается как не надо, а как надо — дело за каждым. Отрефлексировать показанное, найти в своей жизни и исправить. Легко сказать, но кто сделал? В любом случае, спасибо Театру Дождей и Наталье Никитиной за возможность.

P.S. А ещё очень важна компания, в которой смотришь спектакль, о чём я не раз уже говорил. Когда после спектакля есть возможность обсудить его с философским уклоном — бесценно.

 

Декабрь 2017

Добавить комментарий

Войти с помощью: