Буддийские идеи в Древней Греции

Или наоборот: греческие идеи в буддизме. Мне больше нравится заглавный вариант, так как буддизм со своей философией и космологией жив до сих пор, а идеи древнегреческих философов изучают только историки да философы, которые тоже во многом историки. Хотя, на самом деле, речь о заимствовании не идёт.

Как это ни удивительно, но обмен знаниями между Индией и Грецией был: Александр Македонский дошёл до Индии, завоевал её часть, а после его смерти и распада империи образовалось Греко-Бактрийское царство, которое затем дало начало Индо-греческому царству. Свидетельств прихода буддийских верований в Европу практически нет: слишком мало было общения и слишком сильна греческая религия. Индия же получила кое-что от завоевателей: именно из Греко-Бактрийского царства тянется традиция делать статуи Будды: до них нет ни одного изображения Будды, а первые скульптуры имеют явную греческую традицию, Готама на них выглядит европейцем.

Но эти связи нас сейчас не интересуют, так как речь пойдёт о более раннем периоде. Мы поговорим об идеях двух современников: Будды и Гераклита. Последний жил с 544 до 483 гг. до н. э. Точные годы жизни Будды неизвестны, но по одной из версий он умер в тот же год, что и Гераклит Эфесский, а жил 80 лет, то есть родился в 563. Мог, правда, жить на сотню лет раньше или позже, но в любом случае обмен знаниями с Гераклитом можно исключить.

Буддийская космология мало известна в кругах европейских буддистов, она зачастую слишком сказочна, чтобы критичный наукоцентричный ум европейца мог бы её воспринимать всерьёз. Однако в Древней Греции не было такого центризма и можно найти довольно много параллелей. Для начала я отошлю вас к своим небольшим постам, где простым языком говорил о космологии в буддизме тхеравады: Буддийские миры. Где мы живём?, Каков наш мир. Буддист у телефона, Сферический буддист в вакууме. Далее я приведу примеры воззрений Гераклита и покажу почему эти идеи очень близки буддийским.

Возьмём краткие описания доктрин Гераклита из Вики:

Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова

Это почти слово в слово повторяет то, что Будда говорил: мир высыхает от жара появляющихся новых солнц, а затем сгорает.

Через длительный период приходит время, когда появляется седьмое солнце. С появлением седьмого солнца эта великая земля и Синеру, царь всех гор, вспыхивает пламенем, ярко полыхает, становится единой грудой пламени. По мере того как великая земля и Синеру, царь всех гор, горят и полыхают, пламя, подхватываемое ветром, достигает даже мира брахм. По мере того как Синеру горит и полыхает, по мере того, как она разрушается, одолеваемая огромной жарой, горные вершины в сто йоджан распадаются; горные вершины в двести… триста… четыреста… пятьсот йоджан распадаются.

Напомню, что эти слова были сказаны примерно в одно время в разных частях света. В буддизме очень подробно описан процесс появления и уничтожения мира, говорится, что это не уникальный процесс, а вполне себе регулярный. Мир действительно сгорает, а потом возрождается. В статье «Сферический буддист в вакууме» я об этом рассказывал:

Мир не существует один. Таких миров, как наш, одновременно существует тысяча. Между мирами — великая тьма. Если наш мир находится под миром Брахмы как под колпаком, то 1000 миров находятся под колпаком более высокого божественного мира. И каждые восемь капп разрушается вся эта сфера — в этом случае, каждый мир разрушается не огнём, как обычно, а водой. Семь раз огнём, а на восьмой — водой.

В продолжение вопроса космологии можно привести высказывание Гераклита о том, кто создал мир:

Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

Тоже совершенно буддийская точка зрения: сансара, наша Вселенная, никогда не создавалась, но существует безначально, а в нёй живут все живые существа (на разных уровнях); лишь иногда угасая, сгорая, и возрождаясь.

Вернёмся к учению Гераклита:

Всё есть поток

Очень известное положение учения Гераклита. «Всё течёт, всё изменяется» — крайне известная фраза, есть много пародий на неё, в том числе в песне про грипп: «Всё течёт, всё из меня». Не менее известна его фраза, правда в несколько изменённом виде: «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды.»

Кроме шуток: это же одно из основных положений буддизма! Любое живое существо есть лишь поток дхамм, которые сменяют друг друга каждое мгновение. И весь мир тоже поток дхамм. Нет ничего постоянного и заблуждение считать, что есть что-то хоть сколько-то постоянное. Мудрость, важная составляющая при движении по Пути, основывается на трёх базовых принципах:

Три характеристики существования – это:

1. Непостоянство (аничча)

2. Страдательность (неудовлетоврительность) (дуккха)

3. Безличностность (анатта)

То есть Гераклит утверждал истинность одной из трёх базовых характеристик существования. Весьма интересно! Причём Гераклит мог понимать буддийскую аниччу точнее, чем многие современные европейцы, стремящиеся постичь Дхамму.

Уверен, что если подробнее изучить философию Гераклита, то можно найти ещё больше соответствий Дхамме. Например, вот такое высказывание:

Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых.

Это очень похоже на вторую характеристику существования: страдательность, неудовлетворённость бытия. Через страдание мы можем понять, что можно избавиться от него, понимаем почему Будда искал Ниббану.

О чём говорит эта схожесть учений? О том, что в тот период одни и те же идеи летали между континентами? Нет. О том, что они оба, Будда Готама и Гераклит, достигли достаточного уровня понимания мира, правда Будда понял полнее, но и Гераклит сказал:

Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир.

На самом деле общие идеи с буддизмом можно найти у многих европейских философов, как знакомых с Дхаммой, так и нет, но у Гераклита их особенно много, что интересно, если вспомнить, что он жил одновременно с Буддой.

Добавить комментарий

Войти с помощью: