С чего начать буддисту?

Последние годы популярность восточной философии, йоги, медитации и буддизма не угасает, скорее даже растёт, но при этом все эти течения теряют корни — при популяризации, подгонке под интересы и вкусы европейцев, умельцы отбрасывают всё «лишнее». Иногда и не разберёшь, что лежит в основе того или иного авторского курса.
При этом методики, которые исходно были сложны, но полезны, становятся просто развлечением и лапшой на ушах, способом заработать. Они теряют глубины и смысл, так как никто уже не знает почему на самом деле нужно делать так или иначе, для чего это делается.
Такое изменение можно пронаблюдать и на йоге, которая из сложного учения превратилась в гимнастику, и на медитации, которая из метода постижения истины стала просто способом расслабления ума. Такая профанизация характерна для всего, включая религиозные ритуалы, социальные правила и запреты, научные правила.
Буддизму, конечно, это тоже свойственно, что отлично видно на тайцах и ланкийцах. Однако нам, людям родившимся в странах, где буддизм не основная религия, нет смысла на них равняться или ориентироваться — у них всё иначе.

Что же делать человеку, который только во взрослом возрасте познакомился с буддизмом, чтобы стать буддистом и следовать тому, чему учил Будда?
Большинство европейцев кидается медитировать: сидеть скрестив ноги и концентрировать своё внимание на дыхании или ещё чём-нибудь. Некоторые даже уезжают для этого в азиатские монастыри. Однако, мало кто из них долго выдерживает такое испытание, ломаются, иногда даже уходят из буддизма. Это как раз связано с профанизацией: они не понимают для чего нужна медитация. Нет, конечно, они послушали несколько лекций, прочли несколько книг, но одно дело прочитать, а другое дело понять и быть готовым. Для того чтобы правильно медитировать, нужно иметь определённое состояние ума, спокойное и уравновешенное состояние. А как его добиться?
Добиваются его практикой буддизма — да-да, не только сидячая медитация является практикой, много ещё чего тоже относится к практике, которая помогает идти по Пути. Одна из основ, которая даёт спокойствие уму — это доброжелательность. Думаю, что все знают, как гнев и злость выводят нас из равновесия — если мы даже слегка раздражены на кого-то или что-то, то ум очень сложно успокоить. Также чувство вины выводит нас из равновесия. Для того, чтобы стать доброжелательным со спокойным умом, нужно развивать нравственность.
С другой стороны, сейчас медитация подаётся как способ активизировать ум, дать ему отдых от обычной деятельности, но это не то, для чего на самом деле нужна буддийская медитация. Медитация без глубокого понимания цели этого процесса не принесёт пользы для буддиста, но может навредить уму — можно запутаться и забрести очень далеко, потому есть ограничения на медитацию для людей с психическими проблемами и отклонениями. Чтобы разобраться в этом, нужно делать две вещи, желательно одновременно: читать книжки по буддизму, например на сайте Тхеравады, и лично общаться с монахами, которые помогут понять, что же написано в тех книгах, переведут на ваш личный язык сложные понятия и термины.
Не утверждаю, что нельзя медитировать, находясь в самом начале пути, но нужно это делать в том случае, если вы к этому уже готовы. Есть много других видов поведения, которые дают замечательные плоды: слушание Дхаммы, развитие осознанности в плане контроля негативных эмоций и чувств, и, не в последнюю очередь, дана.
Дана, даяние, подаяние — это подношение еды или ещё чего-то нужно монаху или монастырю (общине в целом). Очень полезно для развития щедрости и нравственности, борьбы с эгоизмом, жадностью.

Буддийские монахи не могут работать ради зарабатывания денег, потому должны питаться тем, что им дают люди. Для этого монахи ходят на пиндапад: проходят по улицам, давая возможность людям сделать дану. В нашей стране буддистов очень мало и просто так ходить по улицам нет смысла, потому те, кто хотят сделать дану, заранее договариваются с бханте Топпером о месте даны. Традиционно монахи должны ходить в пиндапад не просто пешком, но и босиком. Первое условие не всегда выполняют даже в Азии, но мы стараемся договариваться с Панньяавудхо Тхера так, чтобы он мог дойти до места, хотя босиком это не получается сделать, особенно зимой — не в тёплой Индии мы живём.
Сравните, как приходится одеваться Паньянатте, которого я показывал в прошлый раз, на Шри-Ланке и Топперу в Петербурге.

К чему это я веду? В странах, где буддизм не является традиционной религией, буддистам нужно не забывать о том, что монахи являются основой буддизма, которая его поддерживает и распространяет. А также, что дана и нравственность — то, чему учил Будда, и то, что должно быть в основе всего, так как направляет наш ум в правильную сторону.
Зачастую же оказывается, что люди хотят быть сами себе светильниками, ни от кого не зависеть, и ничем не делиться, особенно финансово. А это противоречит основополагающим идеям буддизма. Так что перечислю то, с чего желательно начинать своё погружение в буддизм. Конечно, это личное мнение, но оно имеет обоснование и поддержку.

  1. Слушание дхаммы, лучше лично с вопросами и разъяснениями лично вам.
  2. Дана монахам, которые учат вас дхамме, лучше лично, но можно любым способом. Либо хоть каким-то монахам — для развития щедрости.
  3. Чтение книг по буддизму от современных учителей-монахов. Затем погружение в прошлое вплоть до Палийского канона (с него не стоит начинать, лучше адаптированное к нашему времени).
  4. Осознанность по отношению к грубой речи, грубым мыслям, негативным эмоциям и пресечение их на корню до их расцвета и проявления во внешний мир.

Добавить комментарий

Войти с помощью: