О боги! Вы есть в буддизме?

В этот раз, как и обещал, расскажу про богов в буддизме. Повторюсь: «Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика…», но как дела обстоят в тхераваде я представляю. В других школах и направлениях есть отличия, но, насколько я знаю, не слишком принципиальные — концепция Бога-творца не появляется нигде.

В нашем сознании есть Бог — современный Бог-создатель монотеистической религии, и есть боги — устаревшие боги политеизма.

Уточню: под “нашим сознанием” имею в виду сознание более-менее образованных людей русскоязычной культуры, которые в школе проходили мифы Древней Греции и Древнего Рима, знают о Христе, о принятии христианства на Руси, про католичество, протестантство, что-то знают об исламе и иудаизме. Такой культурный минимум, который выдаётся школой и общим образованием.

Эти боги имеют ряд общих черт, для наших целей выделю три:

  • создают мир, Вселенную
  • управляют миром, непосредственно вмешиваются в происходящее
  • живут в одном мире с людьми, могут легко пересекаться

Конечно, важных признаков можно выделить больше, но сейчас нам существенны именно эти. Первый практически не требует комментариев — Бог-творец создаёт всё, боги совместными усилиями создают мир, в какой-то мере им и являются. Второй пункт менее однозначный: Бог-создатель, вроде бы, значительно меньше вмешивается, но всё равно от него многое зависит. Да и прямые вмешательства можно вспомнить — хотя бы Всемирный потоп. Греческие боги, для примера, постоянно вмешиваются в жизнь людей, даже оставляют гибридных детей. Так что сомнений нет, что боги живут в одном с нами мире. Бог-творец создал наш мир и, вроде бы, живёт в нём (или является им), больше негде Ему быть.

С буддийскими богами всё иначе, даже просто наоборот.

Сразу отмечу, что их ещё называют дэвами, но это название значительно менее распространено и тоже весьма неоднозначно в русском языке — под дэвами очень многих понимают.
В буддизме мир никто не создаёт, он безначален — так сказал Будда, нам приходится верить, так как не можем проверить сами. В мире присутствует большое разнообразие существ, среди которых есть и боги. Но каждый тип существ живёт в своём мире и почти не может контактировать, влиять на другие миры. Интересное исключение — это миры людей и животных, они сильно пересекаются или даже совпадают. Мир голодных петов может немного пересекаться с нашим — тогда мы их видим, но физического контакта не возникает, как я понимаю. Видимо, именно эти явления называют привидениями.

Боги живут не в одном мире, божественных миров много, но все они существенно отделены от мира людей. Боги могут спускаться в наш мир и даже общаться с избранными, с Буддой, с арахантами, но, видимо, до обычных людей им нет дела. Вроде бы они могут что-то делать в нашем мире, оперировать с неодушевлёнными предметами, но весьма ограниченно. Обычные люди их не видят.

В целом буддийские боги похожи на людей, собственно за благие заслуги каждый человек может переродиться в божественных мирах. Боги в нижних мирах, наиболее близких к нашему, почти как мы, но чем выше, чем дальше от нашего, тем они становятся менее телесными, более возвышенными (в привычном смысле этого слова). У них пропадают грубые аспекты поведения, включая секс, ласки, потом даже касания и поцелуи. Они начинают довольствоваться малым, но и страданий у них практически нет. Да и живут они на порядок дольше, чем люди. Хорошо им, да? Хорошо, но Будда говорил, что лучшее рождение — человеком, потому что именно человек может достичь Просветления.

Если суммировать сказанное, то по всем трём существенным признакам, которые мы выделили выше, боги в нашем обыденном представлении и буддийские боги — различаются. Потому мне лично не очень нравится, что их так называют — это вносит путаницу, но против лингвистической традиции трудно идти в одиночку.

19.09.2017

Добавить комментарий

Войти с помощью: