Неоднородность буддизма

Европейская культура, куда можно отнести и нашу, с большим интересом относится к восточным культурам и активно перенимает оттуда много элементов вместе с их названиями. Однако, если сравнивать то, что присутствует на западе, и то, что является источником на востоке, то окажется, что разница огромна. Это касается, прежде всего, религиозных и эзотерических практик, даже самих концепций. Для начала рассмотрим судьбу пары терминов — медитация и йога, а затем обратимся к более глобальному — пониманию понятия буддизм в целом.

Сложность восточных терминов

Почти каждый слышал слова: медитация и йога, каждый имеет какое-то представление о том, что это такое. Зачастую смутное представление, так как мало кто углубляется в изучение того, что же обозначается этими словами. А ими обозначается очень разное, медитацией у нас называют почти всё подряд. С йогой та же история, хотя чаще всего имеется в виду просто особый тип гимнастики, например, йога в гамаке. Почему эти термины, которые должны обозначать вполне конкретные практики, придя на запад стали такими расплывчатыми, неконкретными?

Тут можно выделить два аспекта: упрощение и изначальная разнородность.

Когда европейцы стали часто посещать Азию, они начали привозить домой кусочки знаний, которые достраивались уже на месте из привычного для западного человека материала. Они видели, как монахи сидели в медитации, как йогины занимались йогой — видели внешнюю составляющую, которую и увозили с собой, а внутреннюю не могли понять по разным причинам, включая языковой барьер. Что поняли, то и увезли. Это видно и по изучению буддизма, который зачастую понимался неправильно из-за малого количества источников или неправильных переводов.

Тут нужно отметить, что это не чисто европейская особенность: буддизм попадал в Китай крайне фрагментарно, из-за чего буддизм мог строиться на одном небольшом священном тексте, что приводило к сильнейшим искажениям религии.

Кроме того, европейское (в это понятие я включаю, конечно, и Северную Америку, и Россию — всё, где расселились европейцы) общество потребления стремится к лёгкости и быстроте поглощения, потому стали популярны именно экспресс методы йоги и медитации, которые не требуют долгих теоретических подготовок и прочего. Три раза в неделю по полтора часа йоги в зале с тренером и ты уже сверхчеловек. Полчаса в день сидеть дома под восточную музыку скрестив ноги в течение месяца — Просветление достигнуто. Или просто достигнут баланс внутренних и внешних энергий, открыт канал для поступления бесконечного количества энергии по каналам из космоса. Это одна из причин размытия понятий йога и медитация.

Вторая причина в том, что в Азии существуют разные виды йоги и медитации. Они очень сильно различаются по школам, в которых существуют, по методам и целям. Буддийская медитация — это одно, а в индуизме медитация — другое. Даже чисто буддийская медитация бывает разной, но мы не будет углубляться в эти тонкости. Хотя, если быть точным, то это европейский термин, который не очень точно передаёт суть явления. Термин медитация исходит от латинского meditatio, что означает размышление. В буддийской медитации чаще всего не требуется размышлений, скорее даже запрещает. Йога — термин не европейский, но она тоже очень разнообразная: хатха-йога, карма-йога, бхакти-йога и прочее. Иногда между ними весьма мало общего, что сильно запутывает при поверхностном изучении и желании урвать всё и сразу.

На примере двух понятий мы немного разобрали трудности возникающие при переходе из Азии в Европу. Теперь рассмотрим более сложное понятие — буддизм. Корректно ли мы его используем?

Различие школ буддизма

Последние десятилетия буддизм очень моден на западе и почти все знают, что это такая восточная религия, которая встречается в Индии, Тибете, Китае, Японии, Таиланде, Вьетнаме и ряде других туристических странах. Но, опять же, большинство лишь смутно представляет, что это за религия такая. Знают примерно на том уровне, что Высоцкий пел:

Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Однако многие знают про Будду и Ниббану (в другом варианте — Нирвану). Собственно на этом основании все религиозные школы, считающие Будду своим основателем, и были объединены в буддизм. Опять же, как с медитацией, буддизм — европейская выдумка, рождённая европейской привычкой к классификации, а в Азии этот термин до сих пор не очень прижился. Сейчас же нас интересует другой вопрос: корректно ли мы его используем? Всё ли, что мы называем буддизмом, можно сваливать в одну корзину?

Давайте разберёмся с помощью сравнения двух школ: тхеравады и тибетского буддизма (там несколько школ, но они относительно близки друг к другу). Тхеравада — это наиболее консервативная школа, основывающаяся только на Палийском каноне, где были записаны речи Будды. Она считается наиболее близкой к изначальному Учению. Тибетский буддизм я беру потому, что он наиболее широко известен в мире — благодаря Далай-Ламе, — и популярен в России, так как является традиционным для Бурятии и Калмыкии. Также в Петербурге есть большой дацан, буддийский храм-монастырь, именно тибетского направления буддизма.

Можно ли сказать, что тхеравада и тибетский буддизм являются одной религией? Давайте сначала посмотрим на христианство, которое всё же лучше нам известно, чтобы показать некоторые особенности необходимые для сравнения.

Христианские конфессии

Основные христианские конфессии знают все: католицизм, православие, протестантизм. Хотя последнее — набор различных направлений, течений. Есть ещё много различных направлений, которые менее распространены. Какие аспекты в истории христианства нам интересны?

Прежде всего то, что за первые 500 лет существования христианства накопилось столько альтернативных мнений, что пришлось проводить Вселенские соборы, чтобы отделить Учение от ересей, чтобы уничтожить мнения, которые считались большинством неправильными. Уже в 325 году прошёл первый Вселенский собор, а в 381 году — уже второй. Именно на них формировалась религия с её Символом, учением о Троице, определением того, что именно ересь. То есть уже тогда христианство разваливалось на то, что в буддизме называют школами. Эти соборы удержали церковь от раскола, но не очень надолго: в 11 веке произошёл раскол на римско-католическую и православную церковь, а ещё через 4 века началась Реформация и возникновение протестанских школ. При этом не забываем, что и в православии не всё было хорошо, тоже был свой раскол с появлением старообрядцев.

При всём этом разнообразии конфессий, все они признают одного и того же Бога, пусть и с некоторыми разногласиями (в понимании Троицы, например), один и тот же рай и ад. Более того, иудаизм и ислам, которые вместе с христианством образуют группу авраамических религий, признают практически того же Бога, но других пророков. Они даже имеют общий источник — Тору, Ветхий завет. Рай христиан и иудеев, думаю, тоже один и тот же. Цель во всех авраамических религиях тоже одна — попасть в рай.

Всё это говорит о том, что различия между учениями невелики, имеют много общего и часто различаются в таких аспектах, которые критичны для священников, но для обычного верующего непонятны или неизвестны. А как обстоят дела в буддизме?

Ниббана и Будда

Для начала вспомним, что буддизм старше христианства на 500 лет, то есть разногласия накапливались больше. Тибетские школы появились примерно через тысячу лет после Будды (примерно как разделение на католичество и православие) в современной форме — ещё позднее.

На первый взгляд, все буддийские школы учат об одном, отличия в деталях. Так тибетцы говорят, что цель их буддизма отличается от тхеравадинского лишь тем, что они стремятся к Нирване не для личных целей, а для того, чтобы помочь другим. Что они больше заботятся о других, чем тхеравадины, которые эгоистичны, не хотят помогать другим. Однако, действительно ли разница так мала?

Формально целью ставится Просветление, достижение Ниббаны/Нирваны, а дальше идут различия — для чего именно это делается, для себя или для помощи другим. Здесь важно разобраться действительно ли это одинаковая цель. Оказывается, что нет. В тхераваде Будда достиг Просветления при жизни, — называется Ниббана с остатком, после чего ещё долго жил и учил. При смерти тела, Будда достиг Ниббаны без остатка, ушёл в Ниббану (что не совсем точно, так как некому и некуда уходить, но мы не будем углубляться) и ушёл из этого мира, перестал с ним взаимодействовать — его больше нет, нигде нет, в этом и заключается цель: перестать перерождаться и страдать. В тибетском буддизме тоже цель перестать перерождаться, но Будда достигнув Нирваны продолжает действовать, даже после смерти тела он не упокаивается, а продолжает активно вмешиваться в дела людей и мира в целом.

Описанное выше говорит нам о том, что цель, на самом деле, оказывается разной. Ниббана тхеравады и Нирвана тибетского буддизма оказываются отличными в важном, сущностном аспекте, который является основной характеристикой. С точки зрения тхеравады, после достижении Ниббаны невозможно проявлять какую-либо активность. Из-за этого критического отличия уже не имеет смысла идти дальше и сравнивать для чего идёт достижение — достигается разное.

Рассматривая Ниббану, мы затронули основателя буддизма — самого Будду Гаутаму, но пока ещё не акцентировали внимание на различных толкованиях школами, хотя сказали, что он по-разному себя ведёт после достижения Ниббаны без остатка. Но есть и ещё аспект: в Палийском каноне говорится, что Будды не могут врать и совершать иные неблагие поступки, и там же Будда говорит, что ничего не скрывал, рассказал всё, что было, то есть в Каноне содержится всё учение без остатка. При этом в тибетском буддизме считают, что Палийский канон — это лишь часть учения, общедоступная часть, первый поворот колеса учения, а есть ещё два — для продвинутых, готовых к Учению. Скрытые знания были долгое время спрятаны и уже после смерти Будды переданы нужным людям. Хранились они у нагов. Чувствуете чёткий привкус конспирологии?

И дело тут не в том, скрыл Будда  что-то или нет, а в том, что он соврал — нагло и открыто (говоря, что ничего не спрятал), чего в рамках Тхеравады он не мог сделать. Но тибетцы это объясняют упайей, благородной уловкой, которая нужна для более эффективного обучения людей. С её помощью можно объяснить любой неблагой поступок Будды и других Арией, людей достигших Просветления: ложь, грубость, злобу, агрессию, алчность и даже убийство. В тхераваде это недопустимо, после достижения Ниббаны просто невозможно совершать такие поступки, даже просто планировать их не получится — нет соответствующих состояний ума.

Получается, что Будда в тхераваде и тибетском буддизме разный, это не один и тот же основатель, а две личности, имеющие критически важные отличия.

То есть получается, что и начало, основатель, и цель, Ниббана\Нирвана, не совпадают. Различий, конечно, больше, но мы остановимся на этих двух понятных и основополагающих. Почему же тогда это одна религия?

На это есть универсальный ответ: «Так сложилось исторически». Исследователи, которые не успели как следует разобраться, увидели, что называется одними и теми же словами, и решили, что это всё одна религия, которую назвали буддизмом. Думаю, немалую роль сыграли и представители тибетского буддизма (и других поздних школ), которые хотят сохранить принадлежность к «брендам».

Всё это не говорит о том, что одна школа хуже других, — только о том, что это разные религии, имеющие больше различий, чем конфессии христианства и, может быть, даже больше, чем авраамические религии между собой.

Добавить комментарий

Войти с помощью: